Экологическая экспертиза и ОВОС. Как разобраться | ООО Прималайн

У вас есть вопросы?

Давайте мы перезвоним Вам и все расскажем

Экологическая экспертиза и ОВОС. Как разобраться

Экологическая экспертиза и ОВОС. Как разобраться

Достаточно часто вопрос о необходимости или отсутствии необходимости утверждения проектной документации в экологической экспертизе при проектировании объектов реконструкции обозначен в условиях тендерных торгов и в предмете договора на разработку проектно-сметной документации.

При этом, необходимость утверждения не всегда очевидна и может проявиться уже в процессе утверждения ПСД в строительной экспертизе, когда сроки уже горят. Давайте попробуем разобраться.

В Законе Республики Беларусь №399-3 от 18 июля 2016 г. «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» с изменениями №218-3 от 15.07.2019 определено, что объектами государственной экологической экспертизы являются:

1) градостроительные проекты, проекты застройки, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

2) предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку, возведение и реконструкцию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС):

  • объекты с базовым размером санитарно-защитной зоны 300 м и более.
  • объекты промышленности, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны не установлен;
  • атомные станции, ядерные установки, объекты хранения, использования и захоронения ядерных отходов;
  • тепловые электростанции от 100 мегаватт;
  • магистральные трубопроводы, транспортным диаметром более 500 мм;
  • искусственные водоемы площадью более 50 га;
  • дороги республиканского назначения;
  • ж/д линии, аэродромы;
  • объекты производства целлюлозы проектной мощностью более 100 тыс. т в год и картона – более 20 т в сутки;
  • объекты производства стекла;
  • проектная документация на пользование недрами;
  • объекты производства чугуна и литья черных металлов производственной мощностью более 20 т в сутки;
  • объекты производства древесно-стружечных (ДСП) и древесноволоконных плит (ДВП) с использованием в качестве связующего синтетической смолы;
  • объекты хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природоохранных территориях, заповедниках и аналогичных территориях;
  • объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству на территории курортов, если они не соответствуют функциональному назначению этих курортов;
  • иные объекты республиканского назначения согласно статье 7 настоящего Закона.

3) архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты (в том числе с внесенными изменениями в случае, если проектные решения в них превышают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, установленные в утвержденной проектной документации) на:

  • возведение, реконструкцию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона (за исключением объектов, указанных в настоящей статье), т.е. объекты, для которых разрабатывается ОВОС;
  • возведение, реконструкцию объектов производственной инфраструктуры (кроме комплекса зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих реализацию товаров, оказание услуг) в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (за исключением объектов, указанных в настоящей статье).

5) проектная документация на пользование недрами;

6) документация на мобильные установки по использованию/обезвреживанию отходов;

7) проекты и изменения в них по водоохранным зонам и прибрежным полосам;

8) проекты охотничьих хозяйств и иных угодий;

9) лесоустроительные проекты и изменения и (или) дополнения, вносимые в

них;

10) проекты, предусматривающие внесение изменений и/или дополнений в документацию, если эти изменения/дополнения связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и использованием природных ресурсов, за исключением рационального использования природных ресурсов.

При этом, согласно статье 19 настоящего Закона, если согласно предпроектной и проектной документации реконструкции объектов, указанных в статье 7:

1) не планируется увеличение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и увеличения объемов сточных вод более чем на 5% от первоначально утвержденных проектной документацией;

2) не планируется изменение назначения объекта;

3) не планируется предоставление дополнительных земельных участков. При этом, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) не производится, а проектная документация подается на утверждение только на экологическую экспертизу.

Не являются объектами государственной экологической экспертизы:

  • проектная документация по объектам модернизации, реконструкции, включающих замены узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
  • проектная документация по объектам санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов (за исключением размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
  • проектная документация по объектам общественного питания, объектам туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация по объектам сельскохозяйственного назначения (за исключением архитектурных и при одностадийном проектировании строительных проектов на возведение, реконструкцию объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность);
  • проектная документация по изменению назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов.

Также при разработке ПСД не следует забывать о «Водном кодексе» Республики Беларусь №149-3 от 30 апреля 2014 г. ((в ред. Законов Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З, от 17.07.2017 N 51-З, от 09.01.2019 N 166-З, от 18.06.2019 N 201-З).

Статья 53 настоящего Кодекса информирует о режиме осуществления хозяйственной или иной деятельности в водоохранных зонах. Согласно статье размещение предприятий определенной хозяйственной деятельности, автомоек, очистных сооружений с полями фильтрации, сточных вод с полной биологической очисткой запрещено в водоохранных зонах рек, водоемов, водозаборов.

Соответственно, размещение очистных сооружений даже хозяйственно-бытовой канализации в 3-м поясе водозабора скважины повлечет за собой представление проектной документации на экологическую экспертизу, что увеличит сроки разработки ПСД и затраты Заказчика.

При этом, имея знания и соответствующий опыт, можно предусмотреть различные решения данных вопросов: от корректировки генплана до разработки проекта сокращения санзоны, что поможет сократить сроки проектирования и затраты Заказчика.

Хороших вам проектов и компетентных проектировщиков, друзья!

Дата публикации
22.04.2021
Категория блога
Статьи
Другие новости